Показать сообщение отдельно
  #141  
Старый 26.09.2008, 22:22
Аватар для Kemet
Kemet Kemet вне форума
Уникум форума
 
Регистрация: 03.09.2008
Адрес: Временно оккупированная территория
Сообщений: 1,187
Сказал(а) спасибо: 446
Поблагодарили 698 раз(а) в 388 сообщениях
Отправить сообщение для Kemet с помощью ICQ
По умолчанию

Цитата:
Сообщение от Glinski Посмотреть сообщение
очень рад,что популярен!
Вы себе льстите

Цитата:
Сообщение от Glinski Посмотреть сообщение
А все дело в том, что до революции приставка "бес", в русской грамматике вообще не существовала....
Перед большевиками стояли задачи сугубо практические: адаптация грамматических правил в сторону их упрощения, поскольку одной из своих важнейших задач они считали достижение грамотности российского населения в в небывалых доселе масштабах.
И сложность русской грамматики в том виде, как она преподавалась в то время в российских гимназиях, то есть грамматики, зачастую не связанной со слышимым произношением, создавала серьезные препятствия к поставленной большевиками цели.

Грамматическая реформа к тому времени так назрела, споры о ней велись к тому времени уже лет пятьдесят, если не больше, и не будь большевистской революции, которая ускорила ее проведение, она бы все равно состоялась. Можно лишь предположить, что она проводилась бы менее радикально. В чем-то эта ситуация схожа с церковной реформой Патриарха Никона. Ведь исправление богослужебных книг преспокойно и не спеша велось лет аж за сто до злополучной реформы, а радикальность действий Никона, которая привела к расколу, заключалась в том, что он просто взял и запретил богослужение по неисправленным книгам, резко нарушив этим уклад и порядок церковной жизни.

Итак, в случае с отождествлением приставки бес- и существительного бес имеет место так называемая народная этимология. В ее основе лежит принцип семантического притяжения (аттракции) созвучных слов, независимо от их реального этимологического родства и исходных значений. В восприятии многих носителей языка любые звуковые сходства сигнализируют о сходствах смысловых. При этом слова воспринимаются не в лингвистических и исторических связях, а видятся как ассоциативный комплекс на основе паронимии (случайной внешней похожести). Это нередко рождает ошибки в употреблении: двойной - двойственный - двоякий. На таком механизме может строиться игра слов: замужество - за мужество. Подобными примерами пестрит речь детей и сельских жителей. Так, песенная строчка "Трутся спиной медведи о земную ось" у пятилетней девочки звучит как "Трутся спиной медведи, а зимою - лось"; название села Троекурово, восходящего к фамилии Троекуров, объясняется следующим образом: трое сидели и курили, вот и Троекурово вышло.

Не вызывает сомнений, что лексические значения префикса и существительного не содержат ни одной общей семы, ни одной точки соприкосновения. Бес - это самостоятельная часть речи, имя существительное, называющее нечистую силу, злого духа. Это слово формирует вокруг себя большое словообразовательное гнездо, являясь его вершиной: беситься, бесноватый, беснование и т.д.

Бес- - в рассматриваемом случае приставка, аффиксальная (некорневая) морфема. Она в значении "лишенный чего-нибудь, не имеющий чего-нибудь" служит для образования новых слов: бескрылый, беспрерывный, бесстыжий. Кроме того, бес- в другом графическом виде (без) может выступать как предлог, то есть как служебная часть речи с аналогичной семантикой: без вас, без ума, без семьи.

Некоторые объясняют свое нежелание употреблять на письме префикс бес- тем, что его буквенный состав затемняет семантику слова: "Тут последовательно фонетический принцип очень гасит смысл слов, таких как изсекать, изскакать, изспела..." (Русский словарь языкового расширения. Составил А.И. Солженицын. М., 1990. С. 5). Данное мнение несколько поспешно и "нелингвистично". Ибо по правилам русского словообразования любая приставка всегда присоединяется только к реально существующим в языке единицам: за + ехать = заехать; без + денежный = безденежный; бес + толковый = бестолковый. В противном случае перед нами уже не приставочный способ образования, а это, как говорится, совсем другая история, когда в игру, наряду с префиксом, вступает суффикс, который также привносит в новое образование свое значение: бесстыдник - "тот, у кого нет стыда", следовательно, бес + стыд + ник - приставочно-суффиксальный способ образования.

Таким образом, если пойти по пути отождествления совершенно разных по лексическому, словообразовательному и грамматическому значению единиц, для иных носителей русского языка может стать категорически неприемлемым употребление таких, например, слов, как асбест, небеса и нек.др., ведь в них тоже есть букво- и звукосочетания бес-.
Обратившись к истории рассматриваемых слов, можно без особого труда обнаружить, что каждое из них прошло отдельный, обособленный путь. Существительное бес писалось через букву ять, которая в старославянском языке произносилась как очень широкий, открытый звук переднего ряда нижнего подъема - средний между [а] и [э]: [бяс]. В древнерусском языке, напротив, этот звук был узким, закрытым, переднего ряда верхне-cреднего подъема - средний между [и] и [э]: [биес]. И только потом звук ять совпал со звуком [э]. Такое произношение отражают современные церковнославянский и русский языки.

В приставке второй буквой издревле была есть. И произносилась она как звук переднего ряда среднего подъема - [э].

Помимо этого, на конце указанного существительного писалась буква ер - ъ, которая в старославянском языке обозначала особый очень краткий гласный звук неполного образования. Впоследствии ъ как звук исчез, однако буква веками сохранялась. Осталась она до сих пор и в церковнославянском языке как показатель того, что ни одно его слово не может заканчиваться на согласную.

Приставка же бес- является звуковым вариантом без-. И данный вариант возник уже очень давно - задолго до прихода большевиков к власти. Дело в том, что приставка без-, а также из- раз-, въз- (первые две могли выступать и в роли предлогов) исконно, еще в старославянском языке, писалась без буквы ер на конце. Это повлекло за собой раннее оглушение звука [з] и превращение его в [с]. И в "Старославянском словаре", основанном на рукописях X-XI вв., можно найти 41 (!) слово с префиксом бес-: бесконьчьнъ, беспечаленъ, бесхрамьникъ и др. (Старославянский словарь. М., 1999. С. 81-83).

Небезынтересна в этом отношении история слова беседа. Мало кто знает, что изначальное значение этого слова - "лавка с сидением снаружи, то есть лавка без седа". Позже на основе метонимического переноса ("место" - "событие, происходящее на этом месте") появился новый лексико-семантический вариант - "разговор", а старый - исчез. Параллельно с развитием значения шли и фонетические процессы: сначала предложный [з] оглушился, а затем произошло полное стяжение.

А вот вопрос о том, не связано ли написание таких, например, слов, как бесшабашный, беспечный, беспокойный и т.д., с оскверненностью русского языка и незримым присутствием в речи нечистой силы, говорит больше о людях, зараженных мистицизмом, легко поддающихся внешнему воздействию, склонных к гаданию на словах.

В церковнославянском языке предлоги-приставки без-, из- раз-, вз-(воз-) в ряде случаев пишутся со специальным диакритическим знаком - паерком (похожим на молнию), заменяющим букву ъ.

И здесь уместно настойчиво подчеркнуть мысль о необходимости четкого разграничения письменной и устной речи. Проще говоря, даже если отказаться от написания префикса бес-, избежать этот звукокомплекс в произношении все равно нельзя. По непреложным фонетическим законам русского языка перед глухими гласными и на конце слов звонкие оглушаются: [бесканечный], [беславесный], [бестрасный].

Если предварительно обобщить все перечисленные факты, получится такая картина: до орфографической реформы русские, одинаково произнося в определенных фонетических условиях префикс и существительное - [бес], - писали их по-разному: первое слово с буквами есть и земля, а второе - с буквами слово, ять, ер.

Из этого следует, что до 1917-1918 гг. при написании приставок без-, а также из-, воз-, вз-, раз-, роз-, низ-, чрез-, через- использовался так называемый морфемный критерий - одна морфема (часть слова) пишется единообразно вопреки разному звуковому составу. Например, сад - садовник - высадить - садовод. Данный принцип является основополагающим для русской орфографии. Иными словами, перечисленные префиксы всегда имели конечную з: безгласный, безславный, безвкусный. Аналогично - и в современном церковнославянском языке.

Напомню, что реформой вводилось избирательное написание приставок из-, воз-, вз-, раз-, роз-, низ-, без-, чрез-, через- перед буквами звонких с з, а перед буквами глухих - с с;
Во времена Пушкина еще писалось разсвет. А сейчас - рассвет, но раздолье.

Никто не спорит, что у слов существует причина их возникновения в языке, их изначальный фонетический образ, на который указывает корневая основа. Но опыт оккультных лженаук, которыми многие были заражены в период перестройки, когда открыто стали продаваться пособия по каббале и черной магии и когда почти в каждом доме на одной полке со Священным Писанием появились гадательные книги, сказывается и теперь, когда оккультисты стали наконец приходить в церковь. Принося покаяние, доморощенные мистики сохраняют привычку складывать встречающиеся им цифры и доискиваться до скрытого значения слов. Это происходит оттого, что путь к истинному знанию вещей, к истинной картине мира, которая открывается через непрестанное молитвенное общение с Богом, весьма труден и требует от человека значительных нравственных усилий, отверженности от себя. Однако новообращенным мистикам все еще кажется, что Господь где-то оставил для них тайные подсказки, и нужно лишь догадаться о них, чтобы без духовных усилий открыть тайное значение всех явлений. Никто и не скрывает того, что тайны Божьи рассеяны в мире. Но, увы, перед этими Божественными тайнами изощренная мудрость каббалистов оказывается бессильна, «...яко утаил еси сия от премудрых и разумных и открыл еси та младенцем» (Мф. 11, 25).
__________________
Не бойся врагов – в худшем случае они могут тебя убить. Не бойся друзей – в худшем случае они могут тебя предать.
Бойся равнодушных – они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существует на земле предательство и убийство.
Бруно Ясенский "Заговор равнодушных"
Ответить с цитированием
Пользователь сказал cпасибо: