Показать сообщение отдельно
  #5664  
Старый 13.02.2009, 12:57
Аватар для Андрей 57
Андрей 57 Андрей 57 вне форума
Лучший участник форума - 2010
 
Регистрация: 24.09.2008
Сообщений: 4,811
Сказал(а) спасибо: 787
Поблагодарили 1,636 раз(а) в 1,227 сообщениях
По умолчанию как в советии побеждали голод

Цитата:
Сообщение от Критик Посмотреть сообщение
Тем более при советах голод победили
Победы советского голода:

Таблица 1. Оценки числа жертв голода 1932-1933 года для СССР

Автор
Число жертв, миллионов человек

Ф. Лоример, 1946 -4, 8 млн человек
4,8

Р. Конквест, 1986- 8 млн. человек
8

С. Максудов, 1982- 9,8 млн. человек ± 3


Е. Андреев и соавт., 1993 - 7,3 млн. человек

Н. Ивницкий, 1995 -7, 5 млн. человек

Постановление ГД РФ от 2 апреля 2008 г. N 262-5 ГД «О заявлении Государственной Думы Российской Федерации "Памяти жертв голода 30-х годов на территории СССР» указывает количество жерт около 7 миллионов человек.
Про страшные голодные годы 1921-1922, 1932-1933 и 1946-1947 известно практически каждому маломальски интересующемся отечественной историей.
Это были самые тяжёлые голодные моры, когда-либо постигавшие русскую землю. Историки и демографы уже в достаточной мере изучили эти период времени - существует большая палитра научных трудов и публицистики из которых можно составить довольно цельную мозаику произошедших катастроф.
Известно также и про не менее тяжёлые голодные военные годы (1941-1945), но "советские" объясняют их самим фактом наличия разрушительной войны (скромно замалчивая отсутствия голода, как такового, в России во время второй мировой войны ).

Интересный факт, однако , что если чуть дальше углубиться в историю становления молодого экспериментального государства, то можно выделить ещё несколько печальных периодов, которые честно нужно называть голодными:

1) 1924-1925, 2) 1927-1928, 3) 1936-1937, 4) 1939-1941


1924-1925


У историка М. Таугера в статье "Зерновой кризис или голод?" этот период упоминается лишь вскользь:
"Советское крестьянство едва начало процесс восстановления аграрного производства, когда в начале 1924 г. очередная суровая засуха нанесла удар по стране..."
"Тем не менее в 1927 г. Сталин признался, что страна ещё не полностью оправилась от последствий голода 1924 г. "
[А. И. Кутузов «Внешняя торговля СССР за 10 лет», Москва, 1928, 331, Поляков «Недород 1924 года», 54.]


Чуть более подробные сведения о голоде можно найти в докладе "Лицом к деревне: советская власть и крестьянский вопрос" Венера Маркуса, Института Восточной Европы:

"По подсчётам ЦСУ, от неурожая 1924 г. пострадало более 8 млн. человек. Урожай целиком погиб на 11 % посевных площадей, потери составили 25% по сравнению с 1921 г."
"Сообщения с мест свидетельствовали о голоде среди населения в течение всего лета" [РГАЭ, ф. 478, oп. 1, д. 1372, л. 1422.]

"Летом и осенью 1924 г. в центральные органы управления стали поступать сведения о недовольстве крестьянства."

"Земсводки» сотрудников ОГПУ из провинции свидетельствовали о недовольстве крестьян, вызванном налоговым прессом и высокими ценами на городские товары. Оно резко усилилось из-за неурожая. Прежде всего крестьян озлобляли методы взимания налогов. В случае неуплаты крестьянами сельскохозяйственного налога неизменно следовали «массовые конфискации имущества и скота», а также аресты. Во многих сводках сообщалось о том, что сельские бедняки вынуждены были продавать последнюю лошадь, чтобы уплатить налоги.

"28 августа 1924 г. началось восстание в Чиатуре. Восстание охватило преимущественно сельские районы Западной Грузии. Наиболее сильным оно было в Гурии. По некоторым сведениям, здесь насчитывалось несколько тысяч восставших." [Трифонов И. Разгром меньшевистско-кулацкого мятежа в Грузии в 1924 году//Вопросы истории. 1976. № 7. С. 48. См. также: Sunу R. G. The Making of the Georgian Nation. Bloomington, 1988.]

"Уже через несколько дней восстание было подавлено войсками Красной Армии и частями ОГПУ "
[Lang D. М. A Modern History of Georgia. L., 1962. P. 243—244. Автор говорит о 7—10 тыс. убитых и 20 тыс. депортированных

1927-1928


М. Таугер. "Зерновой кризис или голод?"
(основной акцент в статье сделан на ситуации на Украине, поэтому в тексте ей уделяется большее внимание)

"Материалы ЦК ВКП(б) и ГПУ (Главного политического управления), а также письма в прессу, публиковавшиеся в период с апреля по июль 1928 г., сообщали о дефиците продовольствия и резких скачках цен в городах и сельских районах, огромных очередях в продуктовых магазинах, забастовках рабочих в Московской и Ленинградской областях, на Украине, Урале, в Сибири и прочих регионах[12]. Во многих сельских районах, в том числе и в Украине, сообщалось о случаях голодания крестьян, питании суррогатами, о болезнях и гибели взрослых и детей и даже о самоубийствах, вызванных голодом."
[Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ). 46—51, дискуссия Политбюро об импорте продовольствия]

"Советские лидеры делились своими опасениями: на Политбюро заслушивались отчёты о том, что экономическая ситуация столь катастрофична, что страна не сможет самостоятельно ее преодолеть. Советские дипломаты получали настоятельные распоряжения о поиске возможной иностранной помощи любой ценой..."

"Рост дефицита продовольствия в Украине в конце 1928 г. полностью отражал тогдашнюю обстановку в Советском Союзе. В этот период советское правительство ввело карточную систему распределения продуктов питания во всех крупных городах, а также прибегло к «транссибирскому методу» закупки зерна. Согласно этой методе чиновники на местах старались делить крестьян на классы, чтобы с помощью большинства из бедноты и среднего крестьянства заставлять зажиточных крестьян (или кулаков) сдавать властям те излишки зерна, которые у них могли иметься. Правительство прибегло к усиленному варианту экстраординарных мер прошлого года и пошло на этот шаг отчасти из-за голода в Украине. В январе 1929 г. Рыков заявил сибирским чиновникам: «Посмотрите на цингу в Пскове, на голод в Украине и на нехватку, от которой повсеместно страдают рабочие. Вместо этого вы приходите и говорите мне, что план сбора зерна нельзя поднять»"
[Yuzure Taniuchi «Decision-making on the Ural-Siberian Method», in Julian Cooper, Maureen Perrie and E.A. Rees, cds «Soviet History, 1917—1953: Essays in Honor of R.W. Davies», London, 1995, 84.]

"...в 1928 году Украина оказывается поражённой тяжёлым голодом. Голод на Украине в 1928-1929 году был третьим голодом, с которым пришлось бороться советскому правительству из-за подверженности сельского хозяйства природным условиями.
План хлебозаготовок 1928 года удалось выполнить только ценой повальных обысков в деревнях и судебных процессов. За сокрытие хлеба, например, в Среднем Поволжье было отдано под суд 17 тыс. крепких хозяйств. Осенью 1929 года примерно треть хлеба изымалось с применением силы" [ЦГАВОВиУУ]


Е. Осокина. За фасадом "сталинского изобилия".

"Даже в Москве государственно-кооперативная торговля работала с перебоями, обеспечивая не более трети потребности в продуктах. Сводки ОГПУ свидетельствуют, что продовольственные трудности питали «политически нездоровые настроения»"

"Карточки распространялись по стране стихийно в результате инициативы «снизу». Местное партийное, советское руководство и торгующие организации под давлением социального недовольства и угрозы срыва производства принимали решение о их введении!. Политбюро пока не участвовало в создании карточной системы. Карточки выдавались только горожанам с целью гарантировать их потребление в условиях наплыва иногородних жителей.
И ещё об одном результате заготовительной кампании 1927/28 года. Сократилась не только торговля. В ответ на репрессии крестьяне стали сокращать производство. Это предопределило товарные трудности и неудачи заготовок следующего года. "

"По сообщению Центросоюза, к осени 1928 года запасы хлеба в рабочих кооперативах важнейших промышленных районов были использованы практически полностью. В ряде мест выпечка ржаного хлеба была приостановлена. Многие рабочие кооперативы оказались перед угрозой закрытия. [3 РГАЭ. Ф. 5240. Оп. 18. Д. 116. Л. 27. ] Из-за нехватки зерна государство прекратило продавать муку населению. Домашняя выпечка, а во многих районах это был единственный источник обеспечения хлебом, сократилась."

"К зиме 1928/29 года ситуация в городах далее обострилась... Страна встречала новый год длинными очередями за хлебом, разгромами хлебных будок, драками и давкой в очередях. По словам сводок ОГПУ, «хлеб получали с боя». Рабочие бросали работу и уходили в очереди, трудовая дисциплина падала, недовольство росло. "
"Весной появились донесения ОГПУ о локальном голоде в деревнях"
[ЦА ФСБ. Ф. 2. Оп. 7. Д. 527. Л. 15-56; Д. 65. Л. 266-272; Д. 605. Л. 31-35]

"Страдало в основном бедняцкое население. «Продовольственные затруднения» охватили Ленинградскую область (особенно Псковский, Новгородский, Великолуцкий уезды), ряд губерний Центрального района (Ярославская, Калужская, Тверская, Нижегородская, Иваново-Вознесенская, Владимирская, Рязанская, Тульская), Смоленскую губернию, южные округа Украины (Кременчугский, Запорожский, Мариупольский, Одесский, Криво¬рожский, Подольский и другие), ряд округов Дальневосточного края (Сретенский, Читинский, Хабаровский, частично Владивостокский и другие). В пищу употреблялись суррогаты хлеба. Что только не добавляли в него: толчёные клеверные головки и сушёную берёзовую кору, отруби, жмыхи, мякину, овес, гречневую, фасолевую и картофельную муку, отруби, вику, пареный лук. Желудочные заболевания стали принимать массовый характер. Начались опухания. Сводки ОГПУ свидетельствуют и о случаях голодной смерти. Усилился сыпной тиф. Семена проедались, и сев был под угрозой срыва. Нарастал убой и распродажа скота. Усилилось отходничество, нищенство, воровство, стихийное переселенчество в более благополучные регионы. Государственная помощь деревне была недостаточной."
"Хлебная проблема в 1928/29 году была главной, но не единственной. Остро ощущался недостаток всех основных продуктов питания."

"Осенью 1929 года положение в Донбассе, как и по всей стране, далее ухудшилось. Центральный комитет профсоюза горнорабочих СССР сообщал, что «рабочих форменным образом душат чёрным, сырым хлебом. О мясе и овощах абсолютно не приходится говорить». По отзывам самих рабочих: «Нет ни мяса, ни картошки, а если и бывает, то не добьёшься, потому что кругом очередь». В результате росли прогулы, отлив рабочих из отрасли, угроза срыва производства. О какой работе могла идти речь, если рабочие практически не спали, «с 2—3 часов ночи с подушками отправлялись к продуктовым лавкам»."
__________________
«Моя цель первая и основная – стереть большевизм и все с ним связанное с лица России, истребить и уничтожить его. В сущности говоря, все остальное, что я делаю, подчиняется этому положению».

Адмирал А.В. Колчак
Ответить с цитированием