Закон от 2 июня 1903 г. «О вознаграждении потерпевших вследствие несчастных случаев рабочих и служащих, а равно членов их семейств в предприятиях фабрично-заводской, горной и горнозаводской промышленности»
ввел материальную ответственность владельцев предприятий за вред, причиненный здоровью работников в результате производственной травмы. Право на возмещение получили также члены семьи работника, погибшего в результате несчастного случая на производстве.
Возмещение устанавливалось в виде пособий и пенсий, выплачиваемых владельцами предприятий; определялся порядок расследования и учета несчастных случаев на производстве. Закон освобождал от материальной ответственности владельцев предприятий, застраховавших своих рабочих и служащих от последствий увечий на производстве в частных страховых учреждениях, — в
этом случае ответственность переходила к страховщикам, к которым работники могли предъявлять иски и требовать возмещения вреда.
Закон от 10 июня 1903 г. «Об учреждении старост в промышленных предприятиях» предусмотрел образование на предприятиях представительств работников (фабричных старост), призванных быть посредниками между работниками и администрацией и представлять работников в их отношениях с властями.
Перечисленные законы — главные акты фабричного законодательства Российской империи. С 1903 г. по февраль 1917 г. указанные акты в определенной мере корректировались, но новые крупные законы не принимались,
за исключением Временных правил о профессиональных обществах от 4 марта 1906 г. , которые легализовали профессиональные союзы.
Как известно, в первой трети XIX в. в России под руководством М.М. Сперанского была проведена крупномасштабная систематизация всего законодательства и подготовлено Полное собрание законов Российской империи (45 томов) , в котором были в хронологическом порядке помещены нормативные акты, принятые начиная с 1649 г. и заканчивая 12 декабря 1825 г. Собрание законов в дальнейшем регулярно обновлялось путем дополнительного включения в него вновь принимаемых актов. Одновременно был подготовлен менее объемный Свод законов Российской империи . Он содержал акты законодательства, принятые с XVIII в. и сгруппированные по отраслевому принципу.
Акты о трудовом найме работников
были первоначально разбросаны в разных частях Свода, в различных уставах, главным образом в Уставе о промышленности, Горном уставе, Уставе путей сообщения и в Положении о найме на сельские работы.
)
Устав представлял собой специализированный инкорпорационный акт, в котором составлявшие его законы подверглись самой минимальной обработке и редактированию.
С выпуском Устава о промышленном труде он стал главным источником фабрично-трудового законодательства, и с этого момента юридическая наука и практика стали ссылаться не столько на Полное собрание законов и на тексты соответствующих актов, сколько на статьи Устава о промышленном труде, Это позволяет рассматривать его как прообраз будущих российских кодексов законов о труде.
Вместе с тем создание УПТ значительно облегчило анализ и практическое использование законодательства о труде, ранее разбросанного по различным томам Полного собрания и Свода законов. Почти все основные нормы, регулировавшие применение наемного труда, были сконцентрированы в едином акте,
произведена систематизация этих норм, позволившая обозреть фабрично-трудовое законодательство в целом, выделить его основные институты
Разработку УПТ можно с полным основанием рассматривать как первый шаг на пути превращения трудового права в самостоятельную отрасль, имеющую собственный систематизированный источник правового регулирования, специфический и отличный от других отраслей юридический инструментарий.
Если оценивать Устав с позиции сегодняшнего дня, то безусловно можно найти там пробелы и недостатки,
но для своего времени появление не только в России, такого свода трудового законодательства в то время не было ни в одной другой стране. (об этом, например, на
http://www.law-n-life.ru/arch/103_Kapkov.doc
http://www.nauka-shop.com/mod/shop/productID/46550/
А то, что президент США Тафт заявлял: "
Ваш Император Николай Второй создал такое совершенное рабочее законодательство, каким ни одно демократическое государство похвастаться не может"-это только подтверждает мои слова.
Много ли было случаев в советсткой или нынешней российской истории, когда глава США заявлял о России/СССР как о демократическом государстве с совершенным рабочим законодательством?