Показать сообщение отдельно
  #1110  
Старый 06.11.2008, 17:41
Аватар для Крестоносец
Крестоносец Крестоносец вне форума
Интересующийся
 
Регистрация: 06.11.2008
Сообщений: 101
Сказал(а) спасибо: 4
Поблагодарили 14 раз(а) в 9 сообщениях
По умолчанию Сталин и Православие


Задачи были поставлены, и цели определены. Для религиозных организаций эта определенность XVII партконференции была равносильна приговору. Сознательные и активные строители нового общества не могли быть носителями "религиозной заразы". Антирелигиозную деятельность необходимо было усилить. Разумеется, Союз воинствующих безбожников не мог стоять в стороне от этого дела. И действительно, к ноябрю 1931 г. в его рядах числилось уже свыше 5 миллионов членов, объединенных в более чем 60 тысяч ячеек (а ведь в 1926 г. в Союзе было только 87 тысяч человек, в 1929 г. - 465 тысяч, а в 1930 г. - свыше 3,5 миллиона!). Тиражи антирелигиозной литературы также увеличивались год от года: если в 1927 г. организации безбожников издали книг и брошюр общим объемом в 700 тысяч печатных листов-оттисков, то в 1930 г. - уже свыше 50 миллионов. Тираж газеты "Безбожник" в 1931 г. достиг полумиллиона экземпляров, а тираж журнала "Безбожник" - 200 тысяч. Вовсю организовывались кружки юных безбожников (к концу 1931 г. в них было 2 миллиона человек). Кстати сказать, в 1932 г. в государственном антирелигиозном издательстве тиражом 12,5 тысячи экземпляров вышел и первый том пятитомного сборника председателя ЦС СВБ Е.М. Ярославского "Против религии и Церкви". На какие средства Союз жил и содержал свою бюрократию, занимался издательской деятельностью? Официально - на членские взносы (60 копеек с горожанина и 24 копейки от жителя деревни), а также доход от литературного издательства. Реально - помогало государство, заинтересованное тогда в усилении безбожной пропаганды. Именно государство было заинтересовано в создании специальных антирелигиозных рабочих университетов - специальных учебных заведений, создававшихся с целью подготовки антирелигиозного районного актива буквально накануне нового наступления на религию и Церковь в СССР. Первый такой университет появился в Рогожско-Симоновском (Пролетарском) районе Москвы. В 1930 г. в Москве был даже издан сборник программ и материалов "Рабочего антирелигиозного университета". Средства на создание такого университета во всех крупных городах СССР могла предоставить только центральная власть. Итак, Союз воинствующих безбожников был в авангарде борьбы за выполнение решений XVII партконференции. По этому плану, реконструированному покойным петербургским профессором С.Н. Савельевым, к 1932-1933 гг. должны были закрыться все церкви, молитвенные дома, мечети и даже синагоги; к 1933-1934 гг. - исчезнуть все религиозные представления, привитые литературой и семьей; к 1934-1935 гг. - страну и прежде всего молодежь необходимо было охватить тотальной антирелигиозной пропагандой; к 1935-1936 гг. - должны были исчезнуть последние молитвенные дома и все священнослужители; а к 1936-1937 гг. - религию требовалось изгнать из самых укромных ее уголков. Согласно статистическим данным, приводимым самими безбожниками, в 1931 г. в стране было свыше 3000 безбожных ударных бригад (причем более половины из них - в Ленинграде, где они появились одними из первых в стране в 1929 г.), свыше 100 безбожных ударных цехов и заводов, около 300 безбожных колхозов. К концу 1932 г. планировалось значительное усиление безбожных рядов - до 8 миллионов человек. Численность юных борцов с мракобесием и клерикализмом должна была возрасти до 10 миллионов! Не получилось... Война преостановила деятельность Союза воинствующих безбожников СССР. Официально его никто не закрывал, но ни о какой серьезной антирелигиозной деятельности после 22 июня 1941 г. говорить не приходилось. Формально Союз существовал вплоть до 1947 г., когда передал функции распространения научного атеизма Всесоюзному обществу "Знание". Однако журналов и газет, подобных "Безбожнику" (который с начала войны перестал выходить из печати), уже не издавалось. Показательна и судьба "главного безбожника" - Е.М. Ярославского. Член ЦК ВКП(б), депутат Верховного Совета СССР, известный партийный публицист, он вынужден был по воле Сталина, который был обеспокоен тем, что немцы открывали приходы на оккупированных территориях, в первые месяцы войны написать статью "Почему религиозные люди против Гитлера", тональность которой кардинально отличалась от тональности всех его антирелигиозных статей, написанных до того. Ситуация изменилась, и вождь прагматически пересмотрел старые антирелигиозные и антицерковные лозунги, на время "забыв" об обязательном партийном атеизме. 5 сентября 1943 г. в "Правде" впервые за много лет на первой странице было опубликовано краткое сообщение о встрече Сергия (Страгородского), Алексия (Симанского) и Николая (Ярушевича) с И.В. Сталиным. А ровно три месяца спустя в той же "Правде" было опубликовано правительственное сообщение о кончине Е.М. Ярославского, скончавшегося 4 декабря 1943 г. Некрологи прислали от ЦК ВКП(б) и СНК СССР, от Президиума Верховного Совета СССР и РСФСР, от ЦК ВЛКСМ, от Института Маркса-Энгельса-Ленина, от Академии наук СССР и еще много от кого. Не было только соболезнований от СВБ. Да и в статьях, посвященных памяти Е.М. Ярославского, ни слова о его антирелигиозной деятельности не содержалось. Получалось, что ее просто не было! Академики в своем слове "Памяти..." умудрились даже заявить, что среди более чем 800 книг и статей Ярославского огромное большинство "посвящено истории рабочего класса, революционного движения, истории партии, жизни и творчеству великих вождей пролетариата - Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина", сознательно запамятовав, что 440 его публикаций были работами атеистическими. Никто не вспомнил об антирелигиозной деятельности Е.М. Ярославского и в двух последующих правдинских публикациях - в репортаже "У гроба" и в сообщении о похоронах, состоявшихся на Красной площади 6 декабря.

1943 год, можно сказать, открыл новый этап государственно-церковных отношений в СССР, показав всему миру, что в Советской стране религиозная и антирелигиозная политика - дело тактики в большой стратегической игре, исход которой мог предвидеть только один человек, имевший, правда, незаконченное семинарское образование.

Собор Бутовских Новомученков:

Серафим (Чичагов), митрополит Ленинградский, сщмч.: 1937; Д. 11
Димитрий (Добросердов), архиепископ Можайский, сщмч.: 1937; Окт. 21
Николай (Добронравов), архиепископ Владимирский и Cуздальский, сщмч.:; 1937, Д. 10
Аркадий (Остальский), епископ Бежецкий, сщмч.: 1937; Д. 29
Иона (Лазарев), епископ Велижский, сщмч.: 1937; Окт. 21
Никита (Делекторский), епископ, Нижне-Тагильский, сщмч.: 1937; Н. 19
Амвросий (Астахов), архим., прмч.: 1937; Окт. 21
Василий (Цветков), архим., прмч.: 1937; Окт.17
Владимир (Волков), архим., прмч.: 1938; Мр. 25
Серафим (Щелоков), архим. прмч.: 1937, Окт. 21
Гавриил Яцик, архим., прмч.: 1937; С.23
Кронид (Любимов), архим., прмч.: 1937; Д. 10
Александр Агафонников, прот., сщмч.: 1937; Окт. 14
Александр Вершинский, прот., сщмч.: 1937; Д. 8
Александр Зверев, прот., сщмч.: 1937; Н. 16
Александр Парусников, прот., сщмч.: 1937; Н. 16
Александр Парусников, прот., сщмч.: 1938; Ин. 27
Александр Сахаров, прот., сщмч.: 1937; Д. 3
Александр Соколов, прот., сщмч.: 1938; Ф. 17
Алексий Аманов, прот., сщмч.: 1937; Д. 3
Алексий Воробьев, прот., сщмч.: 1937; Ав. 20
Алексий Никатов, прот., сщмч.: 1937; Д. 3
Андрей Воскресенский, прот., сщмч.: 1937; Окт. 31
Андрей Ясенев, прот., сщмч.: 1938; Мр. 7
Арсений Троицкий, прот., сщмч.: 1937; Н. 19
Борис Ивановский, прот., сщмч.: 1937; Д. 10
Борис Назаров, прот., сщмч.: 1938; Ф.17
Василий Агафонников, прот., сщмч.: 1937; Д. 9
Василий Архангельский, прот., сщмч.: 1937; Н.13
Василий Максимов, прот., сщмч.: 1937; С. 23
Василий Смирнов, прот., сщмч.: 1938; Ил. 1
Василий Соколов, прот., сщмч.: 1937; Д. 10
Василий Студницин, прот., сщмч.: 1937; Д. 9
Василий Ягодин, прот., сщмч.: 1937; Д. 22
Вениамин Фаминцев, прот., сщмч.: 1938; Мр. 14
Викентий Смирнов, прот., сщмч.: 1937; Н. 16
Виктор Смирнов, прот., сщмч.: 1937; Д. 8
Владимир Медведюк, прот., сщмч.: 1937; Д. 3
Владимир Писарев, прот., сщмч.: 1937; Н. 16
Всеволод Смирнов, прот., сщмч.: 1937; Н. 13
Георгий Колоколов, прот., сщмч.: 1937; Д. 9
Григорий Воинов, прот., сщмч.: 1937; Д. 8
Димитрий Лебедев, прот., сщмч.: 1937; Н. 27
Димитрий Остроумов, прот., сщмч.: 1937; Ав. 30
Зосима Трубачев, прот., сщмч.: 1938; Ф. 26
Илия Рылько, прот., сщмч.: 1937 Н. 21
Иоанн Артоболевский, прот., сщмч.: 1938; Ф. 17
Иоанн Бороздин, прот., сщмч.: 1937; С. 27
Иоанн Виноградов, прот., сщмч.: 1937; Д. 9
Иоанн Лебедев, прот., сщмч.: 1937; С. 9
Иоанн Покровский, прот., сщмч.: 1938; Ф. 26
Иоанн Смирнов, прот., сщмч.: 1937; С. 9
Иоанн Тарасов, прот., сщмч.: 1937; Д. 8
Иоанн Тихомиров, прот., сщмч.: 1938; Ф.17
Иоанн Янушев, прот., сщмч.: 1937; Д. 8
Константин Некрасов, прот., сщмч.: 1937; Д. 15
Константин Успенский, прот., сщмч.: 1937; Н. 25
Леонтий Гримальский, прот., сщмч.: 1938; Ф. 26
Назарий Грибков, прот., сщмч.: 1937; Д. 11
Николай Агафонников, прот., сщмч.: 1937; Н. 5
Ответить с цитированием